Курсы
О нас
Полезное
Вебинары
Курсы
Полезное
О нас
Курсы
Очные курсы
Онлайн курсы
Расписание
О нас
Об академии
7 секретов Lacy Bird
Студия цветов
Lacy Bird Conf 2022
Контакты
Полезное
Энциклопедия цветов
Биржа труда
Подари курс
Журнал
Тест флориста
Мы используем файлы cookie для удобства пользования сайтом.
OK

Как открыть цветочный магазин: гайд для начинающих

Время прочтения — 10 минут
Нужно больше информации?
Смотри наш бесплатный вебинар «Как открыть цветочный магазин с нуля»
Взять кредит, оформить ИП и открыть продажу букетов можно за неделю — правда такое дело не проживёт и полгода. Прибыльный цветочный бизнес начинается с двух вещей: любви к цветам и основательной подготовки.

С первым разберётесь самостоятельно, но девятилетний опыт Lacy Bird подсказывает: без любви к цветам во флористике не задерживаются. А с подготовкой поможет этот материал. Давайте разбираться!

Пройдите обучение флористике

Даже если вы не планируете самостоятельно крутить букеты, важно понимать работу наёмных флористов, уметь работать с поставкой и не терять деньги на списаниях.

Обучение даёт понять, что цветочный магазин — это прежде всего про бизнес, а уже потом про творчество.

На курсе Академии Lacy Bird «Современный флорист с нуля» мы объясняем и творческую, и техническую, и бизнес-стороны флористики. Всё о букетах, которые будут покупать:

— цветы, их учёт и уход
— колористика и тренды— техники сборки букетов и работа с упаковкой
— инструменты продаж и продвижение
— найм сотрудников
— инструменты флориста и оборудование студии
— тонкости флористической индустрии
— финансовые модели

Оцените объём цветочного рынка

На старте важно понять, а покупают ли букеты в вашем регионе. Оцените объём рынка, чтобы не оказаться с полным холодильником цветов, которые никому не нужны.

Объём рынка показывает, сколько людей и как часто покупают продукт за период. Этот показатель выражается в деньгах.

Точный объём рынка можно посчитать только с внутренними данными о продажах, которые сложно выудить из владельцев. Поэтому в расчётах допускаются погрешности и гипотезы.
Простой расчёт рынка цветочного бизнеса на примере Екатеринбурга
Общая статистика населения:
1,5 млн человек живёт в Екатеринбурге
890 тысяч — люди трудоспособного возраста

Средние показатели бизнеса:
— 855 магазинов продают букеты (выдача 2GIS по запросу «цветы»)
— 96 магазинов приходится на 100 тысяч трудоспособных жителей
— 1500 рублей
— цена среднего букета
— 15 букетов продают в день

Объём рынка:
15 × 1500 × 30 = 675 000 рублей в месяц с одного магазина
675 000 × 855 = 577 125 000 рублей в месяц со всех магазинов
Коммерческая флористика помогает снизить себестоимость букета, но при этом увеличить средний чек. Таким приёмам мы учим в Академии.

Соберите стартовый капитал

Количество первых расходов зависит от региона и личных хотелок: открыть цветочный магазин в Москве и в Нижнем Тагиле не одно и то же. Собрать деньги на открытие можно несколькими способами, ниже разбираем популярные.
На открытие цветочного бизнеса, онлайн или офлайн, в среднем нужно от 500 тысяч до 1 млн рублей.
Накопить
Если вы собрались начать с работы на себя, а уже потом расширяться, личные накопления — рабочий способ. С постоянным доходом накопите на обучение и инструменты за 3 — 6 месяцев, а цветы можно закупать под заказ.

+ вы никому не должны
– сбор нужной суммы займёт время


Взять кредит в банке
На апрель 2022 года в России работает программа льготного кредитования малого и среднего бизнеса, в которой участвуют 100 банков. Только бизнесы из списка могут пользоваться льготами — оптовая и розничная торговли на первом месте.
Академия Lacy Bird: на какие цели можно взять кредит
Чтобы получить льготный кредит, нужно работать официально, собрать пакет документов и подать заявку.
+ деньги получите относительно быстро
– ещё одна статья обязательных платежей
– будете переплачивать процент


Привлечь инвестора
Инвестор — человек, который вкладывает деньги в бизнес, а потом получает часть дохода. В микробизнес чаще инвестируют близкие друзья и родственники. Упрощённый сценарий привлечения инвестиций такой:

  1. Составляете бизнес-план.
  2. Ищите человека, готового к вложениям.
  3. Представляете ему вашу идею.
  4. Инвестор консультируется с финансовым специалистом.
  5. Обсуждаете условия инвестирования.
  6. Получаете деньги и работаете.
  7. Делитесь частью дохода с инвестором.
Инвестор заинтересован в перспективном стартапе так же, как этот стартап в привлечении инвестиций. Поэтому не стесняйтесь рассказывать о своей идее, если уверены в её успехе.
Шансы на успех увеличатся с понятной стратегией развития, опытной командой, готовым прототипом или тестовым запуском продукта, подтверждённым спросом, а в идеале — с первыми продажами.

+ получите деньги сразу в случае одобрения бизнес-плана
+ возможность обрести надёжного партнёра
– придётся делиться доходом и сферами влияния
– можно лишиться бизнеса, если основной вклад в его развитие был от инвестора

Определите вашу целевую аудиторию

Любой продукт закрывает потребности группы людей с похожими признаками и интересами — целевой аудитории.

Один бизнес чаще закрывает потребности нескольких групп покупателей. Описания таких групп называют — портретами, а их количество зависит от самого продукта и его разнообразия.
Академия флористов Lacy Bird: пример анализа целевой аудитории
Невозможно закрыть потребности всех жителей города. Выгоднее вкладываться в привлечение конкретной аудитории, которая вероятнее купит у вас цветы.
Прибыль вам принесут люди, а не цветы. Поэтому полезно узнать, какую проблему сможет решить ваш букет или сервис.
Как определить свою ЦА:
  1. Пройдитесь по цветочным и посмотрите страницы онлайн-бизнесов — проанализируйте ассортимент. В поисковую строку вводите популярные запросы: цветы + город, купить цветы + город, купить цветы с доставкой + город.
  2. Запишите, что понравилось, а что нет и почему.
  3. Попросите друзей оценить букеты, которые понравились вам. Скажите, что планируете своё дело, и вам нужна фокус-группа.
  4. Попросите контакты друзей друзей и сделайте то же самое.
  5. Соберите в одну группу людей, которые положительно отозвались о вашей подборке. Попробуйте найти общие качества: возраст, пол, занятость, доход, взгляды, поведение.
Также попробуйте выяснить общие потребности, которые не закрывает ни один цветочный города: скудный ассортимент, быстро умирающие цветы, проблемы с доставкой, медленная сборка или долгий ответ в мессенджере.

Изучите конкурентов

Бизнесы соревнуются с прямыми и косвенными конкурентами. Изучайте соперников, чтобы узнать обстановку в нише и улучшить существующий продукт. Также вокруг конкурентов уже сформированы аудитории, и при должном усердии вы завоюете их часть.

С цветочными напрямую конкурируют студии со схожей концепцией, средним чеком, расположением и с одинаковой ЦА. Косвенные конкуренты — компании, которые работают на ту же ЦА, но только продукт производят другой. Например, кондитерская в том же доме или интернет-магазин горшечных растений.
Вы сами определяете критерии для сравнения. Главное — суметь сделать выводы из собранных данных и понять, какая позиция будет выигрышной для вашего бизнеса.
Не переоценивайте себя и сравнивайте с конкурентами соответствующего уровня. Локальную цветочную лавку не стоит сравнивать с московской сетью, разве что для поиска новых фишек продвижения.

Найдите поставщиков

Пока учитесь, цветы выгоднее покупать в ближайшем цветочном, а когда начнёте собирать букеты на продажу — на цветочных базах.

Оптовые цветочные базы и рынки работают во всех больших городах, их легко нагуглить. Учитывайте, что у каждого поставщика своя специализация: кустовые розы, пионы или даже техническая зелень.
Цветы на базах продаются пачками. В одной такой пачке чаще всего 12 цветков одного вида.
Первое время выезжайте на закупку самостоятельно. Это занимает время, зато вы отберёте лучшее сырье для бизнеса и договоритесь с менеджером о выгодной цене.

С менеджерами сразу старайтесь найти общий язык, а позже пожинайте плоды: увеличенные скидки, эксклюзивные поставки, срочные отмены без потери предоплаты.

Найдите помещение для работы

Место для хранения и сборки букетов нужно и офлайн, и онлайн-бизнесам. Разница только в том, что первые строят пространство для клиентов, а вторые — для себя и команды.
Мастерская студентки LBA из Туапсе, Ксении Лейман. Всё необходимое помещается на 24 м².
Базовое оборудование рабочего места флориста:
  • холодильник для цветов (камера и сопутствующее оборудование)
  • рабочий стол 2,5 — 4 м² для комфортной работы флориста
  • вазы
  • ёмкости для хранения упаковки и инструментов
  • контейнер для мусора

Начните вести учёт цветов и клиентов

Считать цветы, материалы, клиентов и деньги нужно с самого первого коммерческого заказа. Эти магические цифры в столбиках помогают ответить на главные вопросы бизнеса:

  • Сколько вы потратили на заказ?
  • Сколько вы заработали?
  • Почему так вышло?
  • Как заработать больше?
Когда заказов мало, поможет табличка в Excel или Google Таблицы. Функции у них одинаковые, но у Таблиц открытый доступ для нескольких редакторов — ваш флорист сможет вносить туда данные.
Бизнес покрупнее может сразу подключать систему учёта. В Lacy Bird мы используем МойСклад и RetailCRM. Эти системы не флористические — когда мы начинали, таких ещё не было.


Специальную систему учёта для флористики разработали POSiFLORA. Вот что умеет их платформа:
— считать средний чек, маржинальность и процент повторных продаж
— контролировать курьеров: планировать адреса доставок и отмечать
— создавать интернет-магазин без помощи программиста
Совсем недавно мы записали совместный блок для курса LBA «Современный флорист с нуля». Там разбираем массивы информации и реальных кейсов из области цветочного бизнеса разного масштаба, а также даём советы по развитию.

Определите площадки для продажи и продвижения

Первые работы покажите в соцсетях — это бесплатно. На страницы пригласите знакомых, а самых близких друзей попросите поделиться информацией. Такой способ сработает в маленьком городе, где все друг друга знают.
Академия Lacy Bird: социальные сети цветочного магазина
Можно начать с кросспостинга, главное — найти точки соприкосновения с потенциальными клиентами и удержать их внимание.
Начинающие бизнесмены ошибаются, когда делают упор на единственный канал продвижения. Не надо так. Крупные бренды присутствуют минимум на двух площадках — учитесь у них.

Задумайтесь о создании сайта

Таргет в Инстаграме* и Google Ads — всё, в Телеграме — формально есть, но стоимость запуска исчисляется в десятках тысяч евро. Хорошая новость: рекламные мощности есть у VK и Яндекса.
«Сократились заказы из Инстаграма*. Многие перекочевали в сообщество VK — я вела его и до всех этих событий. Всегда работайте на два фронта, меня это спасло. В любом случае у людей останется потребность, и они тем или иным способом будут искать способ её закрыть».

Оксана Девятова
Владелица цветочного магазина, студентка LBA

*Деятельность компании Meta запрещена на территории РФ.

Академия Lacy Bird: как выглядит сайт цветочного магазина
Если рекламное объявление VK может вести на ваше сообщество, то для запуска рекламы в Яндекс.Директ нужен сайт.
Начать можно с простейшего сайта на Тильде — это бесплатный конструктор. Поэкспериментируйте с визуалом, кнопками, расположением блоков. А когда бизнес подрастёт, задумайтесь о переходе на более сложные платформы и работу с веб-разработчиком.

Что ещё нужно сделать на этапе планирования?

Чтобы избежать проблем с налоговой, выберите организационно-правовую форму, выгодную систему для уплаты налогов и официально оформите бизнес. В противном случае нарвётесь на штрафы или даже уголовную ответственность.
Во флористике работают самозанятые, ИП и ООО. Вы вправе самостоятельно выбирать форму компании в зависимости от особенностей бизнеса: количества сотрудников, годового дохода, региональных налоговых ставок.

Тинькофф или Точка консультируют и оформляют бизнесы онлайн — вам не придётся никуда ехать. А в Точке ещё и поддерживающие условия для бизнеса выкатили в связи с мировой повесткой.

Общая таблица: расходы на открытие цветочного бизнеса

Ниже собрали обязательные статьи расходов для офлайн-магазина. Онлайн-магазины требуют значительно меньше вложений на старте, потому что начать продажи можно прямо из дома. Для более точного расчёта внесите ваши данные и прибавьте 20% на непредвиденные расходы.

Стартовые расходы на открытие цветочного бизнеса на примере магазина в г. Малмыж, Кировская область:
Информацией поделилась студентка LBA, Оксана Девятова. У Оксаны цветочный магазин офлайн-формата.
Поздравляем, вы совершили первое знакомство с флористическим бизнесом. В одну статью физически невозможно уместить все тонкости ведения цветочного дела, поэтому предлагаем сделать следующий шаг и продолжить погружение на курсе LBA «Современный флорист с нуля».

Всё ещё сомневаетесь? Тогда смотрите вдохновляющее интервью с основательницей мастерской Lacy Bird и Академии Lacy Bird, Соней Вейбер.