Курсы
О нас
Полезное
Вебинары
Курсы
Полезное
О нас
Курсы
Очные курсы
Онлайн курсы
Расписание
О нас
Об академии
7 секретов Lacy Bird
Студия цветов
Lacy Bird Conf 2022
Контакты
Полезное
Энциклопедия цветов
Биржа труда
Подари курс
Журнал
Тест флориста
Мы используем файлы cookie для удобства пользования сайтом.
OK
бизнес

Как искать, нанимать и мотивировать флористов

«Долго ищем.
Платим больше рынка.
Быстро расстаёмся».
(Нетфликс)
Флористические студии хотят, чтобы у них работали крутые специалисты, но не всегда понимают, что нужно сделать для их привлечения — одной зарплатой здесь не обойдёшься :)

В Lacy Bird команда подбирается как пазл, и мы постоянно ищем новые способы сделать нашу работу эффективнее. В этом материале разбираем полный цикл жизни сотрудника в компании: от поиска до безболезненного расставания.

Где найти флориста

Поиск сотрудников занимает много времени и сил, а прогрессивные студии вообще его никогда не прекращают, потому что толковый флорист никогда не будет лишним в штате.

Есть несколько популярных каналов, чтобы найти сотрудника: сарафанное радио, job-сайты и соцсети студии. Наиболее эффективный первый — сарафанное радио, потому что вы получаете рекомендацию от человека, которому доверяете.
Академия Lacy Bird: где найти вакансии флориста
Практически у каждого человека, который ищет работу, есть резюме на hh.ru — это удобно и бесплатно. А вот работодателям придётся заплатить за возможность просматривать резюме.
К стандартным источникам кадров добавляются узконаправленные — профессиональные чаты в Телеграме и закрытые сообщества. У нас тоже есть подобный чат LBA JOBS, чтобы классные флористы и прогрессивные студии могли найтись.

Как HR-бренд студии поможет привлечь сильных сотрудников

Если вы задались целью собрать команду сильных специалистов, то прежде всего задайте себе вопросы «Зачем флорист пойдёт в мою студию?», «С какой стати он выберет именно меня?». Да-да, такие вопросы должны задавать себе не только соискатели, но и работодатели.

HR-бренд — это корпоративная репутация студии, мнение среди соискателей. Принято считать, что формированием мнения о себе занимаются только огромные компании, но это не совсем так.

Коллективы на 2 — 5 человек могут также иметь сильный HR-бренд и со временем масштабироваться, потому что у них хотят работать. Когда желающих работать у вас больше, чем вакансий, вы можете отбирать сильнейших.

Из чего состоит hr-бренд цветочной студии

  1. Отзывы сотрудников: действующих и бывших.
  2. Сайт студии: его организация и ассортимент.
  3. Соцсети: контент, TOV, тренды.
  4. Манера общения: с клиентами и подписчиками; причём не только в соцсетях, но и лично в магазине или в мессенджерах.
  5. Фирменный стиль.
  6. Миссия и ценности: на каких принципах строится студия, к каким целям стремится, что вкладывает в работу.
Академия Lacy Bird: пример оформления онлайн-витрины цветочного магазина
Академия Lacy Bird: пример миссии и ценностей цветочного магазина
По сайту Lacy Bird понятно, что мы крупная цветочная компания. На главной странице вы видите яркие букеты, а также разделы с основными направлениями нашей работы помимо продажи букетов.

Пример идеальной вакансии

Текст вакансии похож на поисковый запрос в браузере — чем он точнее и понятнее, тем более подходящий человек откликнется на него. Где бы вы не разместили объявление о поиске сотрудника, оно не должно выглядеть «мутным».

Как описать вакансию без hr-специалиста

Обязательно указывайте название студии и должности. Если с первым всё понятно, то второе лучше сразу уточнять «креативный флорист», «ночной флорист», «помощник флориста на мероприятия».

Добавьте абзац-знакомство. Представьтесь перед тем как указывать требования. Из двух-трёх предложений соискатель поймёт, кто вы, ваш TOV и почему вы решили открыть найм.

Будьте точны в описании и требованиях. Вы как руководитель точно знаете, для чего вам ещё один человек в штате. Поэтому не пишите общие фразы, а используйте конкретные формулировки.
Не скрывайте условия работы и размер зарплаты. Желание расти, учиться и вдохновляться — это мощные мотиваторы сотрудника, но работу ищут, чтобы зарабатывать. Укажите в тексте вакансии возможные графики работы и какую зарплату вы готовы платить.

На что обращать внимание в резюме и портфолио

Мы уже выпустили большой материал о поиске работы флористом и там подробно описали идеальные резюме и портфолио. Здесь разберём несколько важных моментов для работодателя.

Во-первых, по резюме должно быть заметно, что человек озаботился, выделил время, структурировал, поработал над самопрезентацией. Первый хороший знак — качественное фото и в целом его наличие.
Найти близкого по духу новичка и обучить его часто эффективнее, чем нанимать «звезду», с которой невозможно сработаться.
Также обращайте внимание на разделы вроде «о себе», которые пишутся в свободной форме: что человек счёл нужным указать, как формулирует мысли, сходятся ли его ценности с вашими.

Первые признаки хорошего кандидата

Впечатление о кандидате вы можете составить уже при первой личной встрече. Мы выделяем несколько полезных маркеров, чтобы меньше ошибаться с кандидатами и не тратить ни их, ни наше время.

1. Готовность к собеседованию. Заметно, что человек изучил студию, изучил стиль, знает ключевых сотрудников и основную философию.

2. Чувствует стиль букетов. Когда после общения вы предлагаете собрать букет, разумеется, 100% попадания не будет, но вы заметите, как человек подходит к работе, верное ли у него направление.

Лайфхак: попросите поправить букет после ваших комментариев. Если кандидат справляется, значит он обучаем и воспринимает критику.

3. Ухоженный внешний вид. Нейтральный маникюр — готовность работать руками, чистые ухоженные волосы — утром было не всё равно, куда идти на встречу, одежда и стиль в целом — уже можете судить совпадают у вас стили или нет.

Подходящий сотрудник в стиле Lacy Bird

У каждого руководителя свои представления об идеальном сотруднике. Здесь мы расскажем, что ценим в сотрудниках нашей компании.

Гибкий. Нам важно, чтобы человек был готов подстраиваться под изменчивые условия флористического бизнеса. К тому же, сам стиль сборки букетов может трансформироваться, и это придётся принять.

Стабильный. Не пропускает смены без причины, ответственный за результат работы, не опаздывает. Человек, на которого можно рассчитывать, потому что он не «сольётся».

Влюблённый в своё дело. Букеты, собранные из-под палки, не вызывают нужных эмоций у клиентов. Также отвращение к ежедневной работе разрушит психику не только сотрудника, но и людей вокруг.

Проактивный.
Очень ценим предложения, новые идеи и желание учиться. Также здорово, когда сотрудник способен думать наперёд и не ограничиваться рамками ТЗ.

Умеет продавать. Особенно полезны такие сотрудники в офлайн-точках. Даже если человек пока не очень хорошо собирает букеты, он сможет распродать всю витрину.

Коммерческий флорист. Для бизнеса важно осознавать, что букет должен соответствовать ожиданиям клиента и приносить прибыль. Одного осознания, конечно, недостаточно, нужно владеть приёмами коммерческой флористики.

Аккуратный. Флористика дело творческое, но творческий беспорядок у нас не приветствуется. Рабочее место и помещение студии стоит поддерживать в чистоте, чтобы как минимум не терять инструменты и не отталкивать клиентов.

Лайфхак: после тестового букета заметьте, в каком состоянии кандидат оставил рабочее место.

Думает, как собственник бизнеса — качество краснокнижного сотрудника. Имеется в виду, вообще способен проявить эмпатию, болеет за студию, в которой работает и старается её как-то усилить, думает о сокращении расходов, о том, как может помочь со своей позиции.

Как мотивировать сотрудников

Мы используем несколько видов мотивации сотрудников. Для разных должностей и разных людей срабатывают свои виды мотивации. Рассмотрим, какие варианты есть у владельцев и управляющих бизнесом.
Академия Lacy Bird: факторы мотивации для флористов
Без соблюдения гигиены труда трудно удержать сотрудника, применяя только нематериальную мотивацию. Сначала закройте базовые потребности, а уже потом развивайте энтузиазм.
Когда отправляете своих флористов на обучение, не забывайте дать дополнительную мотивацию — зачем им идти учиться? Будет ли расширение ответственности или, например, повышение до креативного флориста?
Спросили у нескольких сотрудников Lacy Bird, что они думают о методах мотивации. Вы можете провести у себя такой же опрос через Гугл Форму и узнать, что на самом деле мотивирует вашу команду.
«Я выделяю несколько эффективных видов мотивации: достижение личных и командных финансовых показателей + выполнение KPI, целеполагание и переход на семейную модель бизнеса.

В Lacy Bird высокая текучка кадров, но при этом руководство дает возможность самореализовываться, не ограничивает в плане роста, готовы обсуждать любые идеи и в целом создают благоприятную атмосферу для саморегулирования корпоративной среды».

Олег,
отдел продаж
«Реально мотивируют деньги, интересные задачи и цели бренда, совпадающие с амбициями сотрудника. Мы сильный бренд во флористической сфере и ищем фанатов бренда. Порой это гораздо важнее, чем хард и софт скиллы. Поощряем творческое решение задач, потому что в нашей сфере мало кто дает возможность творить и реализовывать себя».

Лёша,
СЕО Академии Lacy Bird
Флористов мотивирует работа в престижном бренде, возможность развития, адекватный профессиональный коллектив, работа с цветами, признание, денежная мотивация.
«Приятно работать в престижной компании, в талантливом и дружном коллективе. А ещё стиль Lacy Bird очень откликается моему видению прекрасного».

«Для меня самый мощный вид мотивации смешанный: денежный и момент признания. Я не верю в исключительно денежную мотивацию, и в исключительно хвалебную. Для меня нет мотивации сильнее чем крупная зп в совокупности со словами благодарности или похвалы. Кнут вообще не считаю мотивацией — если прилетают замечания в не самой мягкой форме, руки опускаются».

«Для меня работают деньги и перспективы. Можно заманить меня этим куда угодно, особенно вторым».

Флористы Lacy Bird,
которые предпочли сохранить анонимность

Какие штрафы применяются во флористике

К сожалению, в бизнесе не уйти от штрафных санкций. Они нужны, чтобы рационально использовать материалы, время и другие ресурсы. Самое верное решение — сначала ввести премии, а уже потом штрафы.

Виды штрафов во флористике:
  • за превышение процента списания
  • некачественные цветы в букете
  • опоздание
  • беспорядок на рабочем месте
  • ответственность перед клиентом (проблемы с букетом — дали скидку — скидка вычитается из зп сотрудника)
В Lacy Bird был опыт штрафов за превышение процента списания, но перед этим мы ввели премию за списание в рамках нормы или даже меньше. Со временем эта схема перестала работать, флористы начали хитрить с датами списания. В итоге штраф отменили.

До сих пор есть штраф за некачественный цветок в букете. Если в течение трёх дней клиент пишет, что с букетом что-то не так, мы начинаем расследование. Когда выясняется, что не прав всё-таки флорист, а не клиент или курьер, мы применяем штраф.

Как расставаться с сотрудниками

Увольнение или добровольный уход могут быть безболезненными — без гневных сообщений, вражды на всю жизнь и скандалов. В узкой сфере лучше поддерживать хорошие отношения. Рассказываем, как их сохранить после расставания с сотрудником.

  1. Предупреждайте заранее и не используйте агрессивное порицание в момент объяснения причин.
  2. Дайте обратную связь, чтобы человек мог развиваться дальше, пусть уже и не в вашей студии.
  3. Дайте возможность найти работу, то есть не увольняйте день в день.
  4. Попробуйте пересмотреть должность — возможно, человек просто не на своём месте.
  5. Оценивайте человека, как сотрудника в пределах должности. Для личных притирок существует испытательный срок или стажировка.
Для каждой компании процесс подбора и мотивации сотрудников индивидуален. Важно слышать свою команду, действовать и анализировать рабочие варианты. Помните, что люди — это самое ценное в вашем бизнесе.