Мы используем файлы cookie для удобства пользования сайтом.
OK
Стать современным флористом в два клика
кейсы

От картинок в Pinterest до успешного цветочного бизнеса

История Оксаны Капустиной, которая открыла студию стильной флористики в городке всего на 40 000 жителей
«Из скучного офиса в творчество»: не интернет-клише, а история студентки LBA


Оксана Капустина
из Алексеевки поработала в банке, в сфере логистики и даже в аналитическом отделе.

Расскажем, как девушка из небольшого города Белгородской области сменила офис на собственную флористическую студию.

— Чем вы занимались до флористики?

— До флористики я работала в банке менеджером по продажам, а также в сфере логистики и аналитики.
Последнее моё место работы — аналитический отдел, в основном работа за компьютером. А я подвижный человек, и мне нужен более активный темп работы. Мне стало скучно. С института я рисовала и пела — в общем, душа требовала творчества.
— С чего начался ваш путь во флористике?

— Сначала на Pinterest смотрела картинки — именно там увидела композиции с шарами. Два года назад флористика в Алексеевке была на низком уровне. Так что я купила цветы, создала страничку в Инстаграме, собрала несколько работ дома, добавила в профиль скрины работ из Интернета, всё как полагается. И мои работы купили!

Тогда я работала с цветами по ночам, совмещая флористику и основную работу. Но заказов становилось больше и больше. В таком режиме я проработала полгода. После дня учителя стало ясно, что нужно выбирать — работа или флористика.

Я решила бросить работу и открыть свою студию — всего 8 кв. м. Начинала я с супругом, он мой главный помощник. Три месяца мы проработали в этой крохотной студии и переехали в новую, побольше.

Наше первое 8 марта мы встречали уже в новой студии, и у меня к тому времени уже был помощник.
— Сколько ваших студий в городе на данный момент?

— Сейчас в городе одна наша студия. У нас удобное расположение в центре города. Мы бы хотели добавить расширить площадь студии, но в Алексеевке сложно с этим.

— Вы даже не думали сначала поработать в найме?


— А у нас негде было работать в найме. Студии, которая мне нравилась, не было, а переезд в другой город я не планировала. К тому же, я считаю, что не надо делать то, что уже хорошо представлено в маленьком городе — незачем отбирать работу у флористов.

Я придумала идею, которой не было ни у кого в городе, и решила попробовать начать своё дело.
— Чем ваша студия отличается от других в городе?

— Изначально мы занимались цветочными композициями с воздушным шаром — баблсом (отсюда и название Bubbles_Flowers). Мы их собрали несколько тысяч — бОльшая часть города точно получила наши композиции с шаром, изначально цепляли этим.

Букеты сначала получались очень плотными. После обучения в LBA они стали процентов на 200 лучше. Букеты год назад и сейчас отличаются, потому что мы ещё ищем свой стиль — концепция окончательно не сформировалась.

Людей цепляет креативный подход: можем спокойно вставить в букет ветки и не боимся экспериментировать. С флористами любим делать креативные фото, интересную подачу композиций.

К каждому клиенту мы с командой относимся так, как хотели бы, чтобы относились к нам. В букеты ставим только свежие цветы. Наша репутация для нас на первом месте.

Воздушными шарами сейчас занимаемся, потому что у нас в городе принято, что если есть в студии цветы, то обязательно должны быть и шары. Но у нас они, как дополнение к букету — больше интересна флористика.
— Почему для обучения выбрали именно LBA?

— Я нашла вас через Инстаграм. Выскочила реклама — мне понравилось. Потом не помню, то ли потеряла пост, то ли рекламный пост не сохранился — в общем, затерялось. И тут мне подруга из Москвы присылает пост, и я вижу, что это вы.

Тогда меня зацепила идея поста — Оксана и Саша собирали коробку под музыку из сериала «Друзья». Потом я посмотрела бесплатный вебинар и записалась на курс «Современная флористика». Приехала и буквально с первых минут будто попала к себе домой — царила дружеская атмосфера.

Когда увидела курс «Креативный флорист» сразу записалась. Через месяц отправила учиться своего флориста — посмотреть изнутри, как работает большая студия.

Если будут курсы по интерьерной флористике, то мы с удовольствием приедем сами и отправим сотрудников!
— Во время обучения были сложности?

— Разумеется, очень сложно сразу собрать раскидистый букет, но экзаменационный букет я собрала хорошо. После 1 — 3 месяцев практики цветы сами кладутся в руку как нужно. Сложно было собирать с технической зеленью, понять, когда её много или мало. Но нам всё очень интересно и понятно объясняли.

— Чего вы не ожидали от обучения?

Я всё выиграла! Получила курс от Сони и рецепты букетов. Соревновательный момент лично для меня интересен.

В течение 6 дней офлайн курса мы собирали звёздочки — всего 5. Нужно было активничать, постить, делать сторисы и выполнять другие задания, а на экзамене собрать букет и правильно его подать (сфотографировать).

Например, на моём потоке была девушка, которая собрала очень маленький букет из того же набора материалов, что и у всех. Но все равно выиграла, потому что красиво сфотографировала и подала его.

На экзамене всё было по-настоящему: теория и практика. Я прочувствовала всю серьёзность момента.
— Вы прошли много курсов в разном формате. Какой оказался удобнее?

— Для меня онлайн всегда сложнее. Сложно выбрать время, всегда найдутся срочные задачи, а обучение висит где-то в планах. А когда едешь на офлайн обучение, то ты более предрасположен и сосредоточен, потому что выделяешь время исключительно на учёбу.

Я всегда за личное присутствие — от него, по-моему, намного больше эффекта. Нам ехать до Москвы около 8 часов, не так далеко, поэтому, конечно, лучше приехать.

— Как удаётся интегрировать новые знания в бизнес?


— Если 2 — 3 месяца после обучения не практиковать, то всё забудется. Должно быть какое-то логическое продолжение.

Процесс адаптации новшеств в работу студии идёт от 3 до 6 месяцев. Люди в маленьком городе воспринимают новое чуть сложнее. Но если делать все по плану, то начинаешь получать очень много положительных отзывов. Люди говорят, что буквально начинают жизнь с наших сторис, смотрят на красоту, заряжаются.

С букетами сложности не возникло. Асимметрия и колористика людям зашли сразу. Кроме того удалось увеличить скорость сборки букетов благодаря сформированной коллекции. Мы знали что нужно и сколько — это очень помогло в праздники.

С учётом цветов немного сложнее. В ближайшее время хотим завершить настройку автоматизации заказа и перейти к разработке сайта. Автоматизация упростит жизнь флористам и упростит приём заказа для клиентов. А у меня освободится больше времени на стратегические задачи, обучения, развитие аккаунта и студии.

Сейчас у нас нет постоянного администратора и я сама выхожу на смены.

Год назад я работала фактически одна, и мне не хватало времени на изучение нового. Сейчас у нас расширился штат, и времени на развитие стало побольше.
— Сколько сотрудников сейчас у вас в студии?

— Нас 5: я, мой супруг, креативный флорист, младший флорист и помощник. Супруг нам помогает с доставкой и занимается техническими моментами.

— Как в маленьком городе принимают креативные букеты?

— Очень хорошо! Дело в позиционировании и постепенном внедрении. Нельзя сразу приехать и поставить букеты за 5 тысяч, вместо 1,5 тысячи. Мы сначала отрабатывали на маленьких букетах, собирали интересные композиции только для фото, снимали, а потом разбирали — формировали портфолио.

Я была удивлена, что в нашем маленьком городе могут заказывать большие и дорогие букеты. Теперь заказы у нас идут и с области, сформировалась аудитория.

Но мы не позиционируем себя, как студия с исключительно роскошными букетами. У нас есть и маленькие букеты, и бюджетные, и попроще можем собрать, если у клиента такой запрос. Но наша стилистика всё равно прослеживается. Мы стараемся, чтобы сразу было понятно, чей это букет.
Надо не забывать верить в себя и свой продукт!
— Многие отмечают обратную связь от наставников LBA. Какое впечатление у вас?


— 1000 из 100. Все наставники общаются наравне со студентами — нет дискомфорта. Как я уже говорила, было такое ощущение, будто я уже сто лет всех знаю.

Мне хватало обратной связи во время обучения + у нас сохранился общий чат. Даже сейчас в нём периодически обсуждаются темы флористики. Если есть вопрос, то мы общаемся с другими студентами. Если вопрос адресован наставникам, то они тоже включаются в беседу.
— На курсах в LBA вы учились эффективно использовать Инстаграм. Новые знания повлияли на работу вашей студии?

— Информация была принята и постепенно мы её внедряем. Отдача чувствуется! По сути все клиенты пришли к нам из Инстаграм, а дальше сарафанное радио, но основной поток через Инстаграм.

После обучения изменилось в лучшую сторону качество фотографий, подача. Мы начали сами изучать какие-то моменты, копаться. Каждая мелочь важна. Если бы не обучения, то и мысли бы не было, обратить внимание на некоторые вещи.

Во-первых, мы обратили внимание на сторис и их длительность. В результате стали получать больше реакций и охваты приподняли. Во-вторых начали правильно использовать теги. В-третьих, поработали над описанием профиля — всё это очень важно.

Ещё мы сократили название и сделали ребрендинг. Когда мы разрабатывали логотип, то учитывали все моменты с обучения — он стал понятнее. Теперь мы называемся BF_Studio_Floristic, потому что людям проще сказать BF, чем Bubbles_Flowers.
— Что вы чувствовали, когда шагали в мир флористики и оставляли позади офисную работу?

— Сомнения и страх, конечно, присутствовали, но мы сначала проанализировали своё намерение. Когда открыли мастерскую, мы будто шагнули в новую жизнь, — а я люблю новое.

А после первого обучения мир вообще перевернулся. Очень много всего оказалось во флористике. И вдохновение можно найти, даже если просто идти по улице и разглядывать окружающий мир.

Когда едешь на обучение, это значит, что тебе требуется что-то новое. И каждый курс — он как глоток свежего воздуха, и ты начинаешь смотреть на обычные вещи другими глазами.

Еще флористика даёт свободу — ты сам можешь выбирать сферу развития. Мы с командой всё обсуждаем и вместе выбираем, в какую сторону нам двигаться.

Флористика сочетает в себе много сфер: можно начать с букетов и уйти в фотографию, в предпринимательство, в креатив. Главное выстроить приоритеты и уделять внимание именно тому, что вдохновляет.
— Вы делали коллаборации со смежными сферами? Принесло ли это пользу вашему бизнесу?

— Так вышло, что моя сестра тоже в бизнесе. У неё магазин женской одежды — один из первых в городе. Мы делаем совместные съёмки, взаимную рекламу. Сейчас прорабатываем сотрудничество с новой кондитерской в нашем городе.

Такое взаимодействие — это узнаваемость и дополнительная реклама. Даже если человек не купил букет сразу, то он подписался, лайкает, профиль видят его друзья. Чем громче кричишь о себе, тем лучше слышно. Можно быть суперклассными и никому не говорить, а можно быть на уверенном среднем уровне, и все будут о вас знать.
— Что вы посоветуете тем, кто только начинает карьеру во флористике?

— Проанализировать, действительно ли вы этого хотите, или это мимолётный порыв. Остыть, осмыслить и не принимать решение на эмоциях — с холодной головой.

Искать себя и не бояться идти за внутренними творческими порывами. Всё необычное всегда притягивает людей. Даже те, кто раскритикуют, будут всё равно за вами следить. Настроится на то, что флористика — это сложная работа. Нужно запастись терпением и действовать. Если просто хотеть, то ничего не выйдет.

— А теперь совет начинающим во флористике бизнесменам?


— Поработайте помощником или флористом и посмотрите на работу студии изнутри. Это нужно, потому что ты сначала не думаешь, что будет настолько тяжело. На первом этапе ты делаешь всё сам: закупку, приёмку цветов, заказы оформляешь, вазы меняешь. Если стартуешь вообще один, то желательно посмотреть кухню изнутри. Возможно, вам больше понравится творческая работа, потому что в бизнесе придётся разбираться во всех аспектах, даже в тех, которых не хочешь.

Обязательно нужно определиться с целевой аудиторией, что вы будете продавать и как позиционироваться. Чтобы открыть своё дело нужна идея! Просто так открывать ещё один цветочный — не вариант.
— Уже есть задумки по развитию студии?

— В планах открытие студии в городе-миллионнике. Уже ведется работа в этом направлении. Хотелось бы в течение года-полутора это осуществить. Всё сильно зависит от того, как быстро обучаются сотрудники. В маленьком городе спрос на некоторые наши новые идеи не так велик, как в большом.

— Опишите, пожалуйста, Lacy Bird в трёх словах.

— Душевность, профессионализм и команда. Очень классно что Lacy Bird развивается на международном уровне. Следить за развитием других — это крутой мотиватор. Смотрю и восхищаюсь, а ведь я училась у этих ребят!
Инстаграм студии Оксаны bf_studio_floristic