Курсы
О нас
Полезное
Вебинары
Курсы
Полезное
О нас
Курсы
Очные курсы
Онлайн курсы
Расписание
О нас
Об академии
7 секретов Lacy Bird
Студия цветов
Lacy Bird Conf 2022
Контакты
Полезное
Энциклопедия цветов
Биржа труда
Подари курс
Журнал
Тест флориста
Мы используем файлы cookie для удобства пользования сайтом.
OK
кейсы

Бизнес: как построить цветочную империю без опыта работы во флористике

Уникальный опыт цветочной сети «Листва»
Дмитрий и Елизавета — основатели цветочной сети «Листва». Сейчас это шесть цветочных салонов и оптовый центр в Кемерове. Шестого ноября у «Листвы» будет только второй день рождения, а в планах уже открытие в других городах Сибири — уже идёт ремонт нового салона в Новосибирске.


В новом интервью ребята совершенно открыто рассказывают о своём бизнесе и своей философии работы. Узнайте их историю успеха!

— Как вы оказались во флористике?

Елизавета: Я по образованию юрист со специализацией на международном коммерческом праве. С Дмитрием мы познакомились в Лондоне, когда я училась в магистратуре.

С цветами всё получилось совершенно случайно. Когда я вернулась в родной город — Кемерово, а Дмитрий остался в Лондоне, ему пришлось ухаживать за мной на расстоянии. Он столкнулся с тем, что неоткуда взять цветы в подарок, потому что предпочитал дарить огромные букеты. Розы для таких заказов собирали со всех салонов.

О цветах, как о бизнесе, начали думать уже когда женились и жили в Лондоне.


Дмитрий: Я из Барнаула, уехал из России году в 2006. В то время плотно занимался музыкой — у нас была рок-группа. В какой-то момент я понял, что мне нужно менять сферу, заняться своим делом. В итоге мне удалось построить успешную компанию в сфере недвижимости.

К 2019 году структура бизнеса была настолько отлажена, что у меня появилось свободное время и я начал задумываться, чем заняться в России. Меня всегда привлекала Россия, бизнес на территории РФ. Несмотря на то, что у меня двойное гражданство и я уже много лет живу за границей, я чувствую связь с Родиной.
«Я искал бизнес, который можно будет масштабировать — меня не интересовал один маленький магазинчик.»
Дмитрий: Изначально планировал открыть цветочные салоны по франшизе. На тот момент такой вариант открытия казался более быстрым.

И вот я поехал в Челябинск смотреть одну из цветочных франшиз. И когда увидел всё устройство вблизи, понял — в России пока нет франшизы, которая бы нам подошла.
— Можно ли открыть цветочный бизнес без опыта работы с цветами?

Дмитрий: Да, очень просто! Нужны люди, которые разбираются в цветах и умеют собирать букеты. В нашей сети мы делаем ставку скорее не на работу с цветами, а на работу с клиентами — а такой опыт можно получить во многих сферах.

Структуру компании мы выстраивали около полутора лет. Сначала, например, были только младшие и старшие флористы. Потом мы пришли к тому, что нужен управляющий, креативный и ведущий флорист.


Елизавета: Мы самостоятельно вышли на прямых поставщиков, компанию-перевозчика. Цветы, кстати, возим самолётом Голландия — Новосибирск. Сейчас вся эта информация есть в открытом доступе, и чья-то помощь в поисках не требуется.
«Если понимаешь, как общаться с людьми, и есть знание английского языка, то сложностей в поисках прямых поставщиков не будет.»
Дмитрий: Сначала мы посмотрели, как работают другие цветочные салоны, анализировали и даже попробовали так поработать — возить цветы через брокеров, платили комиссию. Мы нашли слабые места в такой системе и взяли на себя ответственности их исправить, найти для нашего бизнеса иной путь.

Стоит отметить, что вся российская флористика, которая расположена за Уралом в восточной части страны, зависима от небольшого количества бизнес игроков. Транспортные компании-монополисты работают с далёких 90-х, и у них сложились свои правила работы.


Елизавета: Нам предстоит масштабная работа по доработке таких моментов. Цветы в Москве и цветы в регионах значительно отличаются. В Сибири мы не можем просто взять и поехать на цветочную базу с качественными цветами.

В регионах приходится всё планировать заранее: закладывать бюджет на транспортировку, учитывать время доставки.
— Можете ли вы раскрыть базовые цифры вашего бизнеса?

Дмитрий: Да, конечно, мы абсолютно открыто об этом говорим. Открытие маленького салона обходится нам в 3 — 4 миллиона рублей, крупного — в 5 — 6 миллионов. Так получается, потому что мы используем дорогостоящее оборудование, материалы и рассчитываем на долгосрочное сотрудничество с арендодателями.
— Как вы понимаете, что флористы собирают хорошие букеты, если не разбираетесь в ремесле?

Елизавета: Мы всегда смотрим на флористику с точки зрения клиента: нравится ли нам, как клиенту букет, или нет. Мы не проходили никакие флористические курсы.

При этом, команда наших флористов регулярно проходит обучение. Например, уже дважды они учились коммерческой флористике в Академии Lacy Bird. Первый раз в апреле 2020 года, а второй раз — в июне 2021 года.

Также мы регулярно разрабатываем сезонные коллекции букетов к каждому «цветочному» празднику, и креативный флорист обучает всю команду собирать букеты из коллекций.

У наших флористов есть чёткие инструкции: какие букеты должны стоять на витрине, в каком ценовом сегменте, в каком количестве и под какой повод.


Дмитрий: Также мы следим за цветочным бизнесом в Европе и Америке. Да, они сильно отличаются от российского, но нам есть с чем сравнивать. Поэтому, когда мы открываем салон, у нас есть чёткое понимание внешнего вида пространства, клиентского сервиса.

Например, мы были первыми, кто поощряет допуск клиентов в холодильник. В наших инструкциях прописано, что клиенту нужно предложить пройти в холодильник, чтобы изучить, понюхать цветы, потрогать.
«Абсолютно всё, что мы делаем, от и до нацелено на клиента — причём без всяких предпочтений.»
Дмитрий: Зайдёт бабушка, а за ней условный депутат: сначала обслужим до конца и по инструкции бабушку и только после этого приступим к депутату по этой же инструкции.


Елизавета: Нам нет необходимости самим стоять и собирать цветы — у нас для этого есть флористы. Мы относимся к цветам, как к бизнесу. Поэтому как бизнесмены налаживаем сервис и процессы.
Полностью белый цветочный бизнес. Как это работает?
Как кемеровская сеть «Листва» привлекает клиентов и выводит профессию флориста на новый уровень. Уникальный опыт предпринимателей из Сибири.
— Чем отличается работа флориста в «Листве» от других цветочных салонов?

Дмитрий: В регионах профессия флорист сильно хромает. Мы стараемся приучать наших сотрудников к такой, здоровой дисциплине: работа с по трудовому договору, с официальной зарплатой, отпуском, больничными, декретами.

Очень много во флористике недобросовестных работодателей, которые нанимают «вчёрную», задерживают зарплату, неуважительно относятся к флористам.

И из-за таких работодателей сами флористы иногда неряшливо подходят к профессии. У нас среди младших флористов большая текучка, отчасти потому что не все готовы брать на себя ответственность, работать по правилам. Но мы текучки не боимся — так отсеиваются «наши» люди.

Мы стараемся быть максимально открытыми, платим налоги и считаем, что всем пора переходить на «белую» работу. Вот, например, зарплаты наших флористов:

  • младший флорист с графиком 2/2 — 25 тысяч рублей;
  • старший флорист с графиком 2/2 — 30 тысяч рублей + бонусы;
  • старший флорист с графиком 5/2 — 45 000 + бонусы.
— Как контролируете качество работы флористов?

Елизавета: В каждом нашем салоне уже более или менее сформированные команды. Есть по два старших флориста, далее младшие флористы и стажёры. И именно со старших флористов мы требуем выполнения всех наших инструкций, а они следят за младшими сотрудниками.

Также на всю сеть у нас один ведущий флорист, один креативный и один управляющий салонами. Ведущий флорист непосредственно работает с цветком: закупает на всю сеть, следит за качеством букетов на витринах, за качеством воды в вазах, за ценниками.

Управляющий больше работает с поддержанием работы салонов: техобслуживание, графики работы, трудоустройство, собрания, выявление проблем, анализ выполнения плана продаж.

Даже старшие флористы уже подключились к аналитике. Сами подсчитывают сколько клиентов пришло, сколько из них совершили покупку, и по каким причинам покупки не совершают.

— Вы упоминали, что ваш ценовой сегмент средний+. Расскажите, пожалуйста, как продаются дорогие букеты в регионах?

Елизавета: Конечно, средний чек регионального цветочного салона и московского отличаются. На момент открытия наш средний чек составлял 1200 рублей, а сейчас 2400 рублей.

Букет за 10 тысяч — это для Сибири дорого. Но у нас уже сформировалась группа клиентов, которые могут себе позволить такие букеты.
«Дорогие креативные букеты мы собираем в основном для контента, но также делаем рассылку по избранным клиентам.»
Елизавета: Посыл примерно такой: «Здравствуйте! Поздравляем с окончанием рабочей недели. Наш креативный флорист собрал такой творческий букет. Мы знаем, что ваша супруга любит такие цветы. С радостью соберём для неё подобный букет!»

И это работает: из 20 — 30 человек несколько точно откликнутся и закажут доставку.


— Совершенно нескромный вопрос: «белый» бизнес — прибыльный бизнес?

Дмитрий: Хоть мы и платим все налоги и оплачиваем соцпакет сотрудникам, наш бизнес приносит прибыль. Любой из наших салонов зарабатывает больше, чем любой другой салон в Кемерове.

Будучи открытым бизнесом, проще пользоваться бизнес-инструментами: лизинг, заёмы, выплаты. Можно без проблем показать отчётность без обманов и хитростей. Можно предоставлять социальные гарантии сотрудникам и тем самым укреплять значение самой профессии флориста.

Просто на белый вариант морально сложно перестроиться с серого или чёрного, особенно если владелец бизнеса застрял в 90-х. Но это возможно и правильно!
— Как вы привлекаете клиентов?

Елизавета: У нас есть разные способы. Так как мы делаем большую ставку на офлайн, подробнее расскажу о локациях, как способе привлечения.

Мы очень много вкладываем сил и денег в подбор локации и интерьер салона. У нас нет общих критериев по выбору локации: где-то подсчитываем трафик, где-то ориентируемся на близость продуктового магазина, роддома или университета, где-то обращаем особое внимание на качество парковки.

В брендинг тоже основательно вложились. Кстати, наш дизайн уже полностью копировали в двух городах России.
«Находиться в наших салонах приятно: хочется сделать фотографию, снять видео, поделиться ими в соцсетях, оставить отметку для друзей.»
Елизавета: В больших красивых холодильниках всегда много цветов, опрятные флористы в униформе, стильное музыкальное сопровождение — всё это мы тщательно прорабатываем и отслеживаем.

Ещё один наш метод продвижения — это комплимент. Вне зависимости от совершения покупки все гости получают цветок в подарок. Это поднимает настроение и колоссально увеличивает количество сторис, репостов. Получается хорошая пользовательская реклама.
— Как происходит трудоустройство у вас в компании?

Елизавета: Система входа в компанию у нас такая: человек откликается на вакансию, после собеседования мы принимаем его на должность стажёра. Даже если у кандидата есть опыт, он проходит стажировку, чтобы ознакомиться с нашими процессами. Практика показывает, что флористов с опытом очень сложно переучить.

Стажёра обучает старший флорист. После окончания обучения проходит теоретическая и практическая аттестация.

Только после успешной сдачи экзамена мы официально устраиваем сотрудника младшим флористом.
— Планируете ли вы расширять вашу сеть?

Дмитрий: Да, хотим открыть большую сеть по всей России. Сначала в городах Сибири, потом перепрыгнуть Урал и сразу зайти в Москву и Питер, а уже потом открыться на Урале.

Но мы еще пока не приняли решение, будет ли это франшиза или будем продолжать открываться своими силами. К франшизе есть вопросы по качеству цветов — чтобы во всех городах были одинаково качественные цветы.

Елизавета: Опасаемся, что может снизиться качество сервиса и исполнения. Сложно во франшизе контролировать качество, да и в целом цветочный бизнес тяжело стандартизировать.

Тоже хотите открыть своё дело во флористике?
Записывайтесь на практический онлайн-курс «Современный флорист с нуля»