Мы используем файлы cookie для удобства пользования сайтом.
OK
2 клика до профессии мечты
кейсы

Команда из четырёх человек создаёт цветочные декорации для модных домов

Как работает индивидуальный подход в алматинском бюро цветов BAQBAQ
В июне 2021 Наташа Хван и Венера Джусупова открыли бюро цветов BAQBAQ (прим. бак-бак) в Алматы. Бюро всего полтора года, а они уже работают с модными домами и брендами. Архитектурные композиции BAQBAQ можно встретить в бутиках Hermès, Dolce & Gabbana, Gucci, Valentino.

В этом интервью пытаемся разобраться, в чём успех камерной алматинской студии, и открываем вам опыт зарубежного цветочного бизнеса с индивидуальным, практически интимным подходом.
Наташа Хван и Венера Джусупова — основательницы цветочного бюро BAQBAQ, Алматы
— Сколько человек сейчас трудится в команде бюро?

— У нас два звездных флориста: Наташа Ильясова и Тахмина Фархатова. 1 июня 2021 года мы открылись и с тех пор вместе. Девочки в нас поверили – опыта в этой сфере у нас не было. Это доверие – большая ответственность и мотивация для нас каждый день. Их золотые руки – один из самых ценных ресурсов бюро. И горячие сердца, конечно! Это все не про работу. Про страсть, про развитие и большую любовь к цветам. По результатам видно, что эта любовь нежная и взаимная.

Каждую неделю в аккаунте бюро появляются запросы и предложения от флористов о совместной работе и от кандидатов без опыта. Для последних хочется отметить, что, как и в любом серьезном деле, во флористике много труда. Физического и интеллектуального. Холодильники, холодная вода, тысячи стеблей для обработки, гигиена цветов, коробки, ведра. Таблицы, иксель, бюджеты, заказы. Если и такая романтика для вас, внимание – мы готовы брать практикантов.

Также есть список классных флористов, которых мы привлекаем в декабре и марте, на масштабные оформления. В период больших проектов привлекаются проджект-менеджеры.


— Если команда такая камерная, выходит, что каждый оказывает влияние на работу?

— Абсолютно так. Мы сами не собираем букеты, но можем четко объяснить и показать финальную картинку. Девочки сдабривают вводные опытом и фантазией, и в этой синергии получается то, что вы видите.
Декорации для дома
Про камерность – пока у нас не много клиентов, и это позволяет обрабатывать ритейл запросы глубоко и уделять им время. Мы знаем большинство покупателей по имени, их предпочтения в цветах, нюансы упаковки и доставки лояльных клиентов. Сложно переоценить важность CRM в любом сервисе. Для нас, как руководителей, одна из важных задач – не потерять индивидуального подхода при росте компании.


— Вы делаете много интерьерных оформлений. С чем связана такая популярность декора?

Прелесть в том, что наша страна очень щедра и гостеприимна, и ходить друг другу в гости – красивая и распространенная традиция. К званым обедам и ужинам готовятся с внимательностью и трепетом. Включая оформление пространства.
После ковидного карантина люди стали больше внимания уделять дому и обустройству его уюта. Этот фактор тоже положительно влияет на заказы интерьерных композиций. Восторг, радость, удовольствие созерцать красивое и эфемерное, ощущение торжественности и неповторимости момента – вот зачем нужны наши цветы дома.
Оформление домашнего ужина.
Часто клиенты заказывают оформления ресторана на свой праздник на 10-12 человек, и это для нас тоже целый, пусть и маленький, проект. Какой повод, какой именинник и его гости, сценарий и лейтмотив? Как органично вписать эту историю в визуальные принципы бюро и интерьер ресторана? Только проанализировав все детали мы поймем – цветущие ветки или декоративные ананасы.


— Перед интервью вы упомянули новый проект. Можете рассказать, что это?

Это было коммерческое мероприятие, частное, закрытое. Что вкладывается в понятие «коммерческое»? Первоочередно оно приносит финансовый выхлоп, а не творческое удовлетворение. Год назад мы брались только за букеты и оформления, несущие – по-нашему мнению – новое и необычное в индустрию флористики в Казахстане. Не потому, что считаем другое видение хуже или лучше, а потому, что есть много хороших студий, которые могут выполнить классическое оформление. Нам хотелось и хочется показать зрителю новую проекцию, другой взгляд на гвоздики, хризантему и герберы. Поджечь их фантазию так, что искрится внутри, вдохновить и вызвать радость восторга! Нам каждый раз хочется танцевать творческое танго. Нюанс в том, что партнера для него найти достаточно сложно.Но для оплаты аренды и выплаты налогов можем станцевать вальс. И он тоже будет очень красивым и в удовольствие!
Ресторанный декор к ужину с итальянским шеф-поваром.
— Предновогодний сезон. Готовитесь или в Казахстане это непопулярное время для цветов?

— Новый год — особенный сезон и для Казахстана. Для всего ритейл направления, это заметно по статистике продаж. Нам повезло, что мы раньше большинства начинаем чувствовать праздник, примерно с октября. Ель, пихта, игрушки — всё заказываем за несколько месяцев, потому что в Казахстане часто случаются перебои с поставками.

В ноябре начинаются волшебные праздничные ужины при свечах и первом снеге. У бюро два направления работы: розничные продажи и декор. Декор приносит большую часть прибыли в декабре — частное и корпоративное оформление.

На 15-20 декабря приходятся активные заказы в рознице. В гости или любимый дом. В этом месяце популярны новогодние композиции и венки.
Букеты с хвойными ветками в стиле BAQBAQ.
— Чтобы сократить проблемы из-за перебоев в поставках, используете в работе цветы местных фермеров?

На территории Казахстана для большого опта выращивают розы, хризантемы, георгины, тюльпаны. Но сезонно. Мы всегда предпочтем предложение наших фермеров импорту, если позиции одинаковые, и не только из патриотических соображений – это дешевле и экологичнее.

Интересная тенденция — многие оформляют оптовые поставки из Узбекистана в этом году. Прямо массово: гвоздика, хризантема, гербера. Для нас это было открытие. Качество цветка из Узбекистана разное. Всё ведь зависит от логистики. В Голландии это на потоке, а ребята из Узбекистана только-только отлаживают схему.

— Вы используете коллекции в работе?

— Мы не делаем коллекции в общепринятом понимании, но задаём направление: фирменные букеты или арт-букеты. Если клиенту хочется чего-то дюже необычного, то мы собираем арт-букет. Например, 5 стеблей с акцентом не на пышность, размер, а на архитектурные линии и экзотичность.

Каждый букет собирается индивидуально по пожеланиям клиента – цветы, оттенки, характер. Такое при запуске коллекций невозможно.

Однако, для оптимизации времени коллекции запускаются перед 8 марта, когда трафик увеличивается в разы.
Композиции BAQBAQ с акцентом на линии роста цветков.
— Откуда берётся вдохновение для ваших креативных композиций?

Как и в любом творческом направлении вдохновение – это то, что нас окружает. Книги, музыка, фильмы, художественные галереи, архитектура, дети, люди, поступки, еда… ничего нового. Среди всех восхитительных источников, которые неизменно ложатся в основу нашего творчества, можно выделить два. Первый – смена сезонов. Желтые георгины греют дом почти так же, как летнее солнце! А тонкое кружево серебристого аспарагуса повторяет узор инея. Второй определяющий фактор – история, характер и цель клиента или бренда, с которым предстоит работать. Мы считаем, что это редкий талант – чувствовать эстетику бренда и уметь доносить ее через цветы.
Cartier: презентация высокого ювелирного искусства в отеле Ritz-Carlton.
Например, цветы VanCleef&Arpels изящные, воздушные и романтичные, нежных оттенков. Цветы Cartier яркие, крупные, акцентные, экзотичные. Но, конечно, каждый раз учитываются и повод, и сообщение.


— В цветочный бизнес без флористического прошлого. Как не прогореть?

В нашем частном случае мы видим больше плюсов в том, что ранее имели опыт, не связанный с флористикой. Мы понимаем, что такое бренд, проектный менеджмент, бюджетирование, сервис, софт скиллс, операционная работа и бухгалтерия. Это важно для любого бизнеса.

В свое время понять специфику цветочного бизнеса изнутри помог курс LBA, который мы проходили в Москве, включая практику. Это профессиональный обзор всех аспектов, от учета цветов до съемок в Instagram. Было интересно общаться с другими студентами, потому что у всех разные кейсы и практики.

Я думаю, что периодически даже опытным владельцам бизнеса полезно такое обучение, чтобы узнать о новых тенденциях и программах.
Слева направо: BAQBAQ для Gucci, Valentino и YSL.
— Как обрести свой стиль?

— Понять, что нравится и доставляет кайф. Подобрать референсы. Понять, что отличает вас о других студий и предложений. Быть свободным и не бояться делать то, что нравится именно вам.

Помнить, что стиль в коммерции – это не только творчество. Это смыслы, принципы и дисциплина.

Во вторую очередь рекомендуем рассчитать бизнес модель.


— Можете тезисно описать принципы работы BAQBAQ?

— Давайте смотреть с точки зрения клиента. За каждой идеей должен стоять концепт, которому соответствуют все детали. За каждым концептом – смысл или идея, отвечающие поводу. Мы стараемся делать так, чтобы гости/получатели букета ощущали магию и красоту момента. Ответственно подходить к любой коммуникации и не опаздывать. Ни с дедлайнами, ни на монтаж. Экономим время. С течением времени и совместной работы наши клиенты и партнеры начинают доверять, отправляя бриф и получая результат без промежуточных проверок.
Каждый букет BAQBAQ создаётся индивидуально под запрос клиента.
— У вас не так много подписчиков в Инстаграм*, это какая-то особенная стратегия? Только ценители?

— Instagram – наша точка роста. Нужно больше работать для его развития. Все, кто на нас сейчас подписан, это наш клиентский круг. Как-то мы пришли в агентство за таргетированной рекламой, и в итоге те люди, которых нам привели, не оказались нашей ЦА.У нас есть общий стиль бюро, ведения страницы, фото. Если говорить про какие-то классические рекламные методы, они нам не подходят, поэтому мы будем искать свой способ. Если ты классный таргетолог или SMM-специалист и читаешь этот текст, напиши нам!

Если говорить в целом о сотнях тысяч подписчиков, наверное, это не совсем про нас, так как мы делаем не массовый продукт.


— Есть ли в Алматы цветочный нетворкинг?

Мы уважительно относимся к флористам из других студий. Важно поддерживать здоровые отношения, потому что некоторые цветы, например, можно заказать только в большом количестве. Для нас одних будет дорого, а вместе справимся.

У нас в What'sappесть чат алматинских цветочников, где мы пишем актуальные новости или запросы: срочно нужен цветок, излишек в поставке, цветок по классной цене. Такая взаимопомощь, и это здорово.
BAQBAQ для мероприятия Air Astana.
— Как вы относитесь к конкуренции? Как изменился рынок с появлением бюро?

Конкуренция совершенствует продукт и сервис, мотивирует и развивает рынок, образ мышления. Клиенты много раз отправляли букеты других студий с комментариями о схожести. Это, в свою очередь, продвигает нас к новым решениям, что тоже круто. Фантазия – наш – и ваш – главный и уникальный инструмент, поэтому бояться конкуренции не нужно.

Мы маленькие, и утверждать, что мы изменили рынок, пока рано, но мы однозначно оказываем влияние.


— В конце интервью несколько слов о мировой повестке. События 24 февраля повлияли на работу бюро?

— Эти события оказали влияние на весь мир: страны СНГ и не только. Все мы взаимосвязаны экономически, географически и эмоционально. Разумеется, мы заметили повышение стоимости материалов. На всё, что мы импортируем, цены изменились примерно в два раза.

Также у нас есть клиенты из России, Москвы в частности, — были проблемы с оплатами. Сейчас ситуация стала чуть лучше, выходы есть.

Эмоционально сложно переживать эти перемены, а цветы в целом про эмоции. Особенно когда проблемы у любимых соседей, становится сложнее транслировать свет и любовь.


— Что помогает вам справляться?

— Периодически бизнес потряхивает, но справляемся. Считаем, что от настроя команды и руководителя зависит многое. Мы стараемся быть на позитиве, работать с существующими возможностями, по-доброму, посветлому, с любовью. По-простому – делать усердно и хорошо то, что умеем.

*Деятельность компании Meta запрещена на территории РФ.